Как не пасть жертвой маркетинговых ходов fashion брендов

Анна Лебсак-Клейманс

Соучредитель и генеральный директор Fashion Consulting Group

Организатор и научный руководитель Образовательного Центра «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» НИУ ВШЭ

Кандидат социологических наук
Как не пасть жертвой маркетинговых ходов fashion брендов
и не потратить миллион на ненужные вещи
Прежде всего стоит определиться с понятием нужных и ненужных вещей. Когда это касается моды, модной одежды или обуви, то эта граница становится весьма призрачной.

Мода приходит только в тот момент, когда у людей появляется финансовая возможность покупать одежду «ради удовольствия», за рамками базовой утилитарной необходимости. Модная горожанка приобретает новые джинсы или босоножки вовсе не потому, что износила старые до дыр. Покупка модных вещей– это один из самых эмоциональных и спонтанных типов покупок, и fashon маркетинг пользуется этим весьма успешно. Покупая модную одежду, современные люди платят вовсе не за полезность и не за утилитарность новой вещи.

Покупатели ожидают, что покупка сможет добавить приятных красок в повседневность и в их общение с окружающим миром. Например, красивая юбка может добавить настроения в офисный день, помочь на переговорах, украсить на свидании, продемонстрировать принадлежность к «своему» кругу. Соответственно, эти нерациональные психологические аргументы и есть те самые «кнопки», на которые нажимает маркетинг при продвижении продаж модной одежды. И в том случае, когда купленная вещь впоследствии советует возложенным на нее ожиданиям, можно говорить о том, что она оказалась нужной. И даже если добавив в свой гардероб восьмые джинсы, девушка именно в них почувствовала себя звездой вечеринки, то эти «восьмые» джинсы были прекрасной покупкой.

Говоря о модных покупках, ненужными я бы назвала только те вещи, которые вместо положительных и радостных эмоций принесли разочарование или недовольство. И есть очень типичные причины для разочарования:

- купил красивую, но не нужную мне вещь,

- купил на эмоции, слишком дорого

- после покупки понял, что плохо сидит, не мой размер

- оказалось, что не сочетается с другими вещами, не мой стиль

- оказалась плохого качества при ближайшем рассмотрении.

Всех этих типичных разочарований избежать на самом деле не так уж сложно. До того, как вы достанете деньги из кошелька, притормозите и задайте себе несколько простых вопросов,

- куда я это надену (нужно ли вам еще одно вечернее платье, если в гардеробе уже есть 3, которые ни разу не «прогулялись»)

- с чем я это надену (например, объемные рукава реглан на зимнем платье вам точно не нужны если вы не ходите зимой в жилетке без рукавов)

- что вам больше нравится, вещь или ее цена, вероятно вас соблазнила не вещь, а скидка. (А именно на скидках и распродажах делаются самые бессмысленные и ненужные покупки)

- действительно ли мне это идет, без сомнений и компромиссов.

- вернусь ли я за этой вещью завтра, если не куплю сегодня? (действительно ли она мне нужна?)

Есть три полезных правила правильных инвестиций в гардероб, которые помогут защитить ваш кошелек от атак маркетинга

1. Качество выбираемых вещей и самооценка странным образом связаны между собой. Выбираете лучшее из возможного.

2. Чем проще и лаконичнее модель по дизайну, тем безупречнее она должна быть в и качестве. Неразумно экономить на базовых вещах, которые вы будете использовать каждый день.

3. Скидки — это выгодно, только если вы покупаете действительно нужную вам вещь. Покупая на скидке, будьте вдвойне внимательнее. Не забывайте, что скидки не случайны, это «ловушки», чтобы продать наименее «успешные» модели.