Идею не закроешь под замок

Ануш Гаспарян

Соучредитель и коммерческий директор Fashion Consulting Group.

Директор Образовательного Центра «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» НИУ ВШЭ

Кандидат социологических наук


Идею не закроешь под замок
Доказать факт воровства дизайна или дизайнерской идеи невероятно сложно
Доказать факт воровства дизайна или дизайнерской идеи невероятно сложно. К Forever 21 было подано в общей сложности более 50 исков о копировании моделей одежды, в том числе от Diane von Furstenberg, Anna Sui и др.Компания ни разу не была признана виновной, но каждый раз приносила извинения дизайнерам

Слева: Свитер Forever 21 из коллекции SS17 украшен полосками в духе фирменного принта Gucci. Справа: вещи с окантовкой из трехцветных полосок есть в коллекциях Gucci с 1979 года.
Многие бренды сражались за неприкосновенность своей идеи, своего стилевого ДНК - Роберто Кавалли обвинял в плагиате Майкла Корса, GUCCI неоднократно воевали с GUESS, Louboutin бесконечно сражался со всем миром за идеологию красной подошвы. Но в итоге, все они проигрывали. Когда марка инди-украшений Tuesday Basse в 2016 г. попробовала ZARA в интеллектуальном грабеже «индивидуальности коллекции», то получила приблизительно такой ответ: магазин Zara в интернет каждый месяц посещает 98 миллионов человек, а Tuesday Bassen за весь период существования видели всего 160 тысяч, при этом градус индивидуальности измерить невозможно.

Крупные компании удовлетворяют такие иски только в самых безвыходных ситуациях, когда уж компания совсем «зажата в углу», то есть уличена в буквальном копировании принта, без малейших изменений и доработок. Так недавно Zara выплатила компенсацию в несколько тысяч евро немецкому художнику Борису Шмитцу, обвинившего компанию в буквальном тиражировании его принтов. Но такие исключения только подтверждают общее правило, что в подавляющем большинстве случаев крупным компаниям копирование чужого дизайна сходит с рук.