Аутлеты и оффпрайсы в России

Анна Лебсак-Клейманс, Соучредитель и генеральный директор Fashion Consulting Group

Организатор и научный руководитель Образовательного Центра «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» НИУ ВШЭ. Кандидат социологических наук.

Аутлеты и оффпрайсы в России
Сегодня покупатели «среднего плюс» и даже премиального сегмента будут все чаще обращать свои взгляды в сторону офф-прайс
Сегодня покупатели «среднего плюс» и даже премиального сегмента, которые стараются сохранить привычный набор брендов в своем гардеробе, но в силу сократившихся доходов уже не могут позволить себе покупку подорожавших вещей, будут все чаще обращать свои взгляды в сторону офф-прайс, аутлет-проектов, и поэтому есть вероятность, что данный формат будет развиваться более успешно, чем раньше. Однако на данный момент формат аутлета по-прежнему достаточно новый для потребителя, существует только в Москве и Санкт-Петербурге.

С регионами все намного сложнее. К примеру, уровень доходов населения российских городов-миллионников, не говоря уже о жителях менее крупных городов, дает повод усомниться в целесообразности строительства там аутлет-центров, ведь формат «аутлет-центра» предполагает не продажу дешевых товаров, а распродажу дорогих товаров со скидкой. Поэтому скорее всего в регионах будут более популярны онлайн дисконты, офф-прайсы.

Российский рынок аутлетов пока только формируется, до недавнего времени товары с серьезной скидкой можно было купить только в дисконтах. В последние годы было построено несколько аутлетов по западному образцу. Аутлет принципиально отличается от дисконтов. Дисконт - это вторичная розничная продажа, это товар, который магазины закупили, поставили свою наценку, но не смогли продать и «слили» в дисконт.

Часть товаров в дисконте неизвестного происхождения, часто контрафактная или «местного розлива» с иностранным названием. Изначально аутлет - это магазин от самого производителя, который, несмотря на уценку, дорожит своей репутацией. Первые мировые аутлет-центры в формате Factory Outlet появились в США. В аутлетах нет контрафакта. Но нужно иметь в виду, что часть продаваемых коллекций – это модели, сшитые специально для аутлетов. Такие модели напоминают основную коллекцию, но они проще по конструкции, и выполняются из более дешевых материалов.

После США формат начал развиваться в Европе и претерпел некоторые изменения: если в США это были крупные магазины складского типа, представляющие товары разных категорий, в Европе появились Fashion Outlet Centers. То есть европейские аутлет-центры больше ориентированы на продажу premium и luxury товаров со скидкой. В России нет аутлетов американского образца, а вот европейский формат присутствует.
Основные игроки:

Outlet Village Белая Дача 2012 Москва
FASHION HOUSE Outlet Centre Moscow 2013 + вторая очередь в 2016 Москва
Vnukovo Outlet Village 2013 Москва
"Outlet Village Пулково" 2015 Санкт-Петербург
Babochka Outlet Первый бутик с 1988 г. Санкт-Петербург
FASHION HOUSE Планируется открытие весной 2017 Санкт-Петербург
Off-price

Три ведущих игрока в сегменте off-price по версии Fashion Consulting Group:

1. Familia - лидер off-price в России, основоположник и лидер российского офф-прайс ритейла - представленная более чем 140 магазинами в 36 городах страны.

2. Offprice. Вышла на московский рынок в 2015 году. В магазинах компании реализуется одежда и обувь известных брендов различного класса по сниженным ценам. Минимальная скидка на вещи составляет 40%. Сеть - 4 магазина в Москве.

3. KupiVip, модная платформа, объединяющая более 10 000 брендов со скидками из 10 стран мира, чтобы дать россиянам доступ к модным товарам в формате аутлета. Помимо онлайна открыл 4 собственных магазина в Москве. Ассортимент составят коллекции мировых брендов: Calvin Klein, Armani, Baldinini, Gucci, Karen Millen и многих других, а также коллекции известных российских дизайнеров, например, таких, Alexander Terekhov и Cyrille Gassiline.