Тренды в поведении «рационального покупателя»: экономичность, скептицизм, скорость и удобство, натуральные материалы

Анна Лебсак-Клейманс, Соучредитель и генеральный директор Fashion Consulting Group

Организатор и научный руководитель Образовательного Центра «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» НИУ ВШЭ. Кандидат социологических наук.

Тренды в поведении «рационального покупателя»: экономичность, скептицизм, скорость и удобство, натуральные материалы
Покупатели обуви отдают предпочтение более дешевым брендам и находятся в ожидании распродаж
По данным экспертов Fashion Consulting Group, покупатели обуви отдают предпочтение более дешевым брендам и находятся в ожидании распродаж. Также, они стали стремиться к «проверке» информации: приобретают товары после тщательного изучения информации, изучают альтернативные цены, отказываются от импульсных покупок и от покупок «впрок». Набирает обороты и тренд омниканальности: потребители тяготеют к шоппингу в шаговой доступности и интернет-шоппингу.

Тренды в поведении «рационального покупателя» при покупке обуви:

• Рационализация покупателей. Ключевые характеристики обуви, которые всегда были значимы для покупателя, в кризис не изменились. Больше всего покупатели ценят удобство и комфорт, которые ассоциируются у них с качеством и натуральной кожей.

• Приверженность российских покупателей к натуральным материалам. Несмотря на новые технологии в производстве современных искусственных материалов для обуви, ценность натуральных материалов (кожа и мех) в нашей стране гораздо выше чем в Европе и США.

20% обувного рынка приходится на крупных игроков

На данный момент на рынке обувного ритейла в России выделяется топ-10 игроков, которые суммарно занимают лишь 20% рынка. Крупнейшей обувной сетью по выручке за 2016 год является сеть Kari – 27,5 млрд. руб. и 4,2% от общего объема рынка. Таким образом, впервые за последние несколько лет, компания ЦентрОбувь уступила лидерство и оказалась на 7-м месте – выручка 9,1 млрд. руб. и 1,4% рынка. Второе место занимает Adidas Group с выручкой 26 млрд. руб., третье место – Zenden Group, 17,7 млрд. руб. соответственно.

Самой быстрорастущей оказалась сеть Zenden Group. Её выручка за год увеличилась практически в два раза — сразу на 77%. Произошло это в основном за счет покупки сетей Thomas Munz и Mascotte. Помимо Zenden Group, высокими темпами роста выручки также отличились компании Ralf Ringer (+39%) и Kari (+26%). Наибольший спад выручки показала компания ЦентрОбувь - она лишилась более половины доходов (-61%).
Kari – лидер среди обувных сетей по количеству магазинов в России

Лидеры по количеству магазинов на начало 2017 года – Kari (829 магазинов в России), Adidas/Reebok (779 магазинов в России), Юничел (510 магазинов соответственно). Наименьшее количество собственных магазинов у таких брендов, как – Nike (66), БашМаг (72), Paolo Conte (78). В Москве ситуация немного отличается: наибольшее количество магазинов в Москве у сети Adidas/Reebok – 158. На втором месте находится Ecco, на третьем – Respect, 57 и 48 магазинов соответственно.

Ключевые тренды розничного рынка обуви: слияния и поглощения, рост доли крупных розничных операторов, диверсификация бизнеса

Слияния и поглощения. Вслед за сетью Thomas Munz компания «Zenden» приобрела Mascotte. Zenden — единственный обувной ритейлер, который проводит сделки M&A, в то время как его конкуренты предпочитают заниматься обновлением и релокацией действующих магазинов, и запуском новых собственных PL

«Передел рынка»: рост доли крупных розничных операторов. Компания «ЦентрОбувь» признана банкротом, Carlo Pazolini требуют признать банкротом. Рост магазинов холдинга «Zenden» на 74,5% (+155 магазинов) за 12 месяцев 2016г., в основном за счет покупки сетей Thomas Munz (44 магазина) и Mascotte (84 магазина). Количество магазинов сети «Юничел» превысило 500, количество магазинов сети «Kari» превысило 800.

Диверсификация бизнеса. Обувные сети развивают направление сопутствующих товаров. Zenden: развитие обувных сетей в другом ценовом сегменте. Обувь России: добавление и расширение других групп ассортимента: товары для дома Westfalika Home, детская коллекция текстиля, линия верхней кожаной одежды, линия бесшовного белья, линия домашней одежды, коллекция фарфора. Kari: развитие сети магазинов детских товаров Kari Kids.