Объем и динамика рынка золотых украшений 2012-2016

Анна Лебсак-Клейманс, Соучредитель и генеральный директор Fashion Consulting Group

Организатор и научный руководитель Образовательного Центра «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» НИУ ВШЭ. Кандидат социологических наук.

Насколько в целом ювелирный рынок пострадал от кризиса? Объем и динамика рынка золотых украшений 2012-2016
В период пика кризиса в 2015 г спрос на ювелирные изделия из золота в России сократился на 43% по сравнению с 2014-м
В период пика кризиса в 2015 г спрос на ювелирные изделия из золота в России откатился на 14 лет назад – рынок (в валютном эквиваленте) сократился на 43% по сравнению с 2014-м. В 2016г. продолжилось падение спроса – продажи упали еще на 11% по отношению к 2015г.

Объем и динамика рынка ювелирных украшений, руб., 2012-2016Q4/2017F

На рынке ювелирных украшений (включая золотые украшения) наблюдается негативная динамика: 2015 год показал снижение практически вдвое и достиг самого низкого уровня за последние 10 лет. В 2016 году рынок упал еще на 18% и составил 172,2 млрд. долл. Прогноз на 2017 – стабилизация до 3% при оптимистичном сценарии и снижение до -10% при пессимистичном сценарии.
Специфика рынка ювелирных украшений в России 2016

Еще до недавнего времени ювелирный рынок находился под сильным влиянием «постсоветского наследия». Лишь небольшое количество зарубежных ювелирных компаний, представленных в моно и мульти-брендовых магазинах, исключительно в крупных городах смогли укрепиться на рынке в течение последней декады.

① Рынок был сформирован крупными "историческими" брендами, капитализирующими на репутации заводов-производителей советских времен.

② Динамика развития медленная, инертная. Модели, созданные ещё в 70-е годы — например, цепи «Бисмарк», до сих пор пользуются популярностью.

③ Упрощённо специфику российского рынка ювелирных изделий в сравнении с европейским рынком можно обозначить как «консервативный спрос». Изделия и коллекции на прилавках отражают любовь населения к демонстративной декоративности с одной стороны и к традиционности, классике с другой.

④ Качественная дорогая бижутерия не воспринимается адекватной заменой ювелирным украшениям даже для повседневного и дневного использования.

⑤ В отличие от европейского рынка, ежедневное ношение ювелирных украшений является нормой со школьного возраста.