Анна Лебсак-Клейманс, Соучредитель и генеральный директор Fashion Consulting Group

Организатор и научный руководитель Образовательного Центра «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» НИУ ВШЭ. Кандидат социологических наук.

Тренд осознанного потребления: развитие форматов секонд-хенда и вторичная переработка одежды
Через 10 лет доля «вторичных» вещей в гардеробе вырастет в 2 раза


В связи со смещением предпочтений покупателей одежды в сторону рационального потребления и экономии рынок «вторичного потребления», то есть секонд-хенда, растет опережающими темпами. Ожидается, что через 10 лет доля «вторичных» вещей в гардеробе вырастет в 2 раза. Ситуация с переработкой одежды тоже активно продвигается, — все больше брендов предлагают своим покупателям принести одежду на переработку, а также предлагают продукцию из переработанных материалов, отмечая это на бирке.

Что происходит сейчас с рынком секонд-хенд, какие новые форматы появились и какие существуют перспективы развития в этом направлении рассказывает Анна Лебсак-Клейманс.

Рынок вторичного потребления

В этом сегменте активно развиваются как магазины традиционной торговли, так и online-магазины, маркет-плейсы (B2C) и агрегаторы прямых продаж между продавцами и покупателями (C2C). Так, например, по собственным данным Avito, объем продаж С2С за два года вырос более чем в полтора раза, при этом наиболее успешно растут именно продажи одежды и обуви.

Специфика России заключается в том, в нашей стране этот рынок пока находится на стадии формирования и представлен в ритейле ограниченным количеством игроков. Так в категории «магазинов объявлений С2С» крупными игроком является AVITO, есть отдельные устойчивые игроки в категории вторичных продаж люксовой и дизайнерской одежды, например, Second Friends Store. В традиционном ритейле продажи осуществляются через разнообразные блошиные и винтажные рынки, которых сейчас стало очень много, магазины секонд-хенды с недорогой одеждой, например, сеть «Планета секонд-хенд» — федеральная сеть, широко представленная в регионах и сеть «Столичный гардероб» (75 магазинов в сети, включая 6 по России).

Отдельную категорию представляют магазины и отделы продаж люксовой дизайнерской одежды (например, в Aizel). Премиальный секонд-хенд позиционируются как магазины винтажной коллекционной одежды, и, чаще всего, это индивидуальные авторские проекты, например, Vintage voyage.

На рынках США и Европы сегмент секонд-хенд — это достаточно значительный сегмент рынка, обладающий высокой инвестиционной привлекательностью для крупных инвесторов и фондов. Так онлайн-стартап The RealReal, специализирующийся на одежде и аксессуарах класса люкс, привлек $288 млн. инвестиций в 2018 году. Международный рынок сформирован современными проектами типа тех же The RealReal, Rebag, Vestiaire Collective, Vide Dressing, The Luxury Closet, Poshmark, What Goes Around Comes Around и другими.

Ожидается, что на американском рынке объем продаж в сегменте секонд-хенд достигнет через пять лет $51 млрд и опередит по объемам сегмент fast-fashion. Можно уверенно прогнозировать, что данный сегмент рынка будет расти опережающими темпами и в РФ, чему способствует не только экономическая ситуация, но и взросление анти-консьюмеристкого поколения Z.

Рынок переработки

Крупных предприятий, фабрик, перерабатывающих одежду в материал для новой одежды, у нас фактически нет, поэтому одежда, которая доходит до переработки, идет, в основном, на производство так называемого регенерированного промышленного волокна. Также, на данный момент, в целом отсутствует инфраструктура для сбора, сортировки, переработки текстиля, одежды и обуви. Сбор ненужных вещей осуществляется преимущественно некоммерческими благотворительными организациями, например, «Второе дыхание». Такие организации занимаются ее пересортировкой собранных вещей и передачей «добротных» вещей на благотворительные цели.

Встречаются отдельные стартапы по утилизации и ресайклингу. Так, например, обувная сеть Rendez Vous инициировала проект по переработке обуви в сотрудничестве с Дмитровским заводом РТИ, специализирующимся на переработке автомобильных покрышек. Международные компании, идут дальше и отправляют собранную в РФ одежду на предприятия, расположенные вне территории РФ. Так, например, H&M собранную в России одежду вывозят и перерабатывают на заводе I:CO в Германии.Россияне все более активно отвечают на любые инициативы, связанные с сокращением бытовых отходов, раздельным сбором мусора и эко ответственностью. Но если на уровне государства не будет инициатив по регулированию проблемы вторсырья и утилизации, раздельного сбора мусора и не будут введены нормативы по отходам и переработке, можно предполагать, что в среднесрочной перспективе все так и останется на уровне частных и благотворительных инициативе и небольших стартапов.